Список нормативных документов Приказ №463 от 16.03.2012 Об утверждении положения об экспертизе образовательных модулей, заявленных к включению в банк данных Автоматизированной системы мониторинга профессионального развития работников образования НСО

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

(МИНОБРНАУКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

 

ПРИКАЗ

16.03.2012

                                     №463

        г. Новосибирск

 

 

Об утверждении положения об экспертизе образовательных модулей, заявленных к включению в банк данных Автоматизированной системы мониторинга профессионального развития работников образования НСО

 

         

 

В целях реализации плана модернизации региональной системы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации работников образования на 2012 г.

приказываю:

1.       Утвердить прилагаемое положение об экспертизе образовательных модулей, заявленных к включению в банк данных Автоматизированной системы мониторинга профессионального развития работников образования НСО.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Метёлкина Д. А.

 

 

 

Заместитель Председателя Правительства

Новосибирской области – министр                                                      В.А. Никонов

 

Вносит:                         отдел профессионального развития педагогических кадров

 

         Исполнитель:      Жафярова М. Н.

         Тел:                     203-58-25

 

Согласовано:               ______________ Метёлкин Д. А.

                                      ______________ Щукин В. Н.

                                     

Рассылка:  органы управления образованием муниципальных районов и городских округов, ГБОУ ДПО НСО «Институт развития образования Новосибирской области»,  ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

 

Приложение

к приказу министерства образования,

науки и инновационной политики

Новосибирской области

от 16.03.2012  № 463

 

Положение об экспертизе образовательных модулей, заявленных к включению в банк данных Автоматизированной системы мониторинга профессионального развития работников образования НСО

 

1.Общие положения

1.1.   Объект экспертизы – программы образовательных модулей,
заявленные к включению в банк данных Автоматизированной системы мониторинга организациями, имеющими лицензию на  реализацию программ ДПО, учреждениями общего, дошкольного, дополнительного образования, являющимися региональными стажировочными площадками.

1.2.    Экспертиза образовательных модулей (далее экспертиза) проводится Экспертным советом по оценке образовательных модулей, реализуемых в региональной системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Новосибирской области, по поручению министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области с целью обеспечения качества образовательных услуг, предоставляемых в сфере дополнительного профессионального образования.

1.3. Экспертный совет по оценке образовательных модулей, реализуемых в региональной системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Новосибирской области (далее - Экспертный совет) является общественно-профессиональным органом.

       1.4.     Основными задачами Экспертного совета являются:

- экспертиза образовательных модулей, заявленных к включению в банк данных Автоматизированной системы мониторинга;

-   внесение предложений по совершенствованию научно - методической и нормативной базы по организации и проведению экспертизы.

        1.5. Образовательные     модули, успешно прошедшие экспертизу, включаются в банк данных Автоматизированной системы мониторинга профессионального развития работников образования НСО.

 

2.           Порядок экспертизы образовательных модулей

 

2.1.Для участия в экспертизе образовательных модулей организации, указанные в п. 1.1, подают пакет документов, включающий:

а)      заявку на участие в экспертизе по установленной форме;

б)      копию лицензии на право ведения образовательной деятельности
в сфере ДПО, заверенную руководителем учреждения;

в)      программу образовательного модуля, представляемого на экспертизу.

2.2.                Представляемая  на экспертизу программа образовательного

модуля должна быть оформлена согласно требованиям, содержащимся в приложении 2 к настоящему Положению.

2.3.                             Материалы оформляются на бумажном и электронном носителях и направляются по адресу: г. Новосибирск, ул. Блюхера, 40, ГБОУ ДПО НСО «Институт развития образования Новосибирской области».

2.4.                   Если участник представляет на экспертизу программы двух или более модулей, то пакет документов, указанный в п. 2.1. настоящего Положения, оформляется на каждую программу в отдельности.

2.5.                  Экспертиза проводится в два этапа: техническая экспертиза и содержательная экспертиза.

2.6.                   Программы образовательных модулей, поступающие на экспертизу, подвергаются технической экспертизе с целью установления их соответствия требованиям п.п. 2.1.-2.2. настоящего Положения. Программы модулей, не отвечающие указанным требованиям, далее не экспертируются и возвращаются участникам экспертизы за их счет.

2.7.                   В ходе экспертизы Экспертный совет проводит содержательную экспертизу поданных на экспертизу программ образовательных модулей, по результатам которой указанная комиссия составляет заключение на каждый рассмотренный образовательный модуль.

2.8.                   Содержательная экспертиза программы модуля предусматривает оценку по критериям, содержащимся в приложении 3 к настоящему Положению.

2.9.                По результатам экспертизы Экспертный совет принимает следующие решения:

•      рекомендовать образовательный модуль для включения в банк данных Автоматизированной системы мониторинга профессионального развития работников образования НСО;

•      не рекомендовать образовательный модуль для включения в банк данных Автоматизированной системы мониторинга профессионального развития работников образования НСО.

2.10.          В случае принятия Экспертным советом решения «не рекомендовать», участнику, по образовательному модулю которого данное решение было принято, сообщается об этом любым доступным способом в течение семи рабочих дней.

2.11.          Участник экспертизы в случае, предусмотренном п. 1.12 настоящего Положения, вправе забрать подданные на экспертизу материалы вместе с заключением на них экспертной комиссии.

2.12.       Участник экспертизы, образовательный модуль которого не рекомендован для включения в банк данных Автоматизированной системы мониторинга,  имеет право снова подать его для прохождения предусмотренной настоящим Положением экспертизы после устранения указанных в заключении Экспертного совета на данный модуль замечаний.

 

3.                 Руководство деятельностью и состав Экспертного совета

 

3.1.                      Экспертный совет состоит из Президиума и экспертных комиссий.

3.2.                    В состав Экспертного совета входят: представители министерства образования, науки и инновационной политики НСО, муниципальных органов управления образованием, общественных организаций работников образования, руководящие и педагогические работники образовательных учреждений, представители учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.

3.3.                     Состав Экспертного совета утверждается приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.

3.4.                     В состав Президиума Экспертного совета входят: председатель, замести­тель председателя, ответственный секретарь, председатели экспертных комис­сий, а также представители министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и педагогической общественности.

3.5.                     В состав экспертной комиссии входят: председатель, ответственный секре­тарь и члены комиссии.

3.6.                     Экспертные комиссии Экспертного совета формируются:

-    по видам деятельности (управленческая, педагогическая);

-    по образовательным областям.

3.7.         Ответственный секретарь Экспертного совета обеспечивает его деятельность и подготовку материалов к заседанию, ведет деловую документацию, предоставляет необходимую информацию.

3.8.         Из членов Экспертного совета и привлеченных специалистов могут создаваться временные рабочие группы для реализации конкретных задач.

3.9.   Президиум Экспертного совета имеет право:

- определять порядок проведения экспертизы на основании «Положения об экспертизе образовательных модулей, заявленных к включению в банк данных Автоматизированной системы мониторинга профессионального развития работников образования НСО», настоящего Положения и других действующих доку­ментов;

- организовывать (осуществлять) комплексную независимую экспертизу образовательных модулей ДПО, реализуемых в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников обра­зования Новосибирской области;

      3.10.    Президиум Экспертного совета обязан:

- проводить экспертизу в установленном порядке;

- вносить предложения по обновлению перечня нормативных документов, определяющих деятельность учреждений ДПО в части разработки, экспертизы и внедрении образовательных программ повышения квалификации работников образования.

      3.11.    Экспертные комиссии Экспертного совета имеют право:

- запрашивать у заказчиков экспертизы дополнительные материалы, необ­ходимые для экспертизы;

- давать рекомендации по оформлению и подготовке образовательных программ к экспертизе;

- рекомендовать образовательные модули ДПО, прошедшие эксперти­зу, к включению в банк данных Автоматизированной системы мониторинга.

      3.12. Экспертные комиссии Экспертного совета обязаны:

- соблюдать устанавливаемые для проведения экспертизы сроки;

- нести ответственность за нарушение порядка, организационных и право­вых норм проведения экспертизы.

 

4.             Порядок принятия решений Экспертным советом

 

4.1.                    Заседания экспертных комиссий Экспертного совета проводятся по мере необходимости и являются правомочными, если на них присутствует более по­ловины членов экспертных комиссий.

4.2.                    Решения принимаются большинством голосов на основе подготовленных экспертных заключений, оформляются в виде протокола и передаются в Прези­диум Экспертного совета вместе с соответствующими программами и эксперт­ными заключениями для утверждения.

Экспертные заключения готовятся тремя экспертами, которые не должны быть связаны трудовыми отношениями с организацией, представляющей модули на экспертизу.

4.3.                     Заседания Президиума Экспертного совета проводятся не реже одного раза в полугодие и являются правомочными, если на них присутствует более половины членов Президиума. Решения принимаются большинством голосов на основе материалов, представленных экспертными комиссиями. Допускаются внеоче­редные заседания Экспертного совета

4.4.                    На основании экспертных заключений по образовательным модулям ДПО, представленных экспертными комиссиями, Экспертный совет выносит сле­дующие варианты решений: «рекомендовано к включению в банк данных Автоматизированной системы мониторинга», «не рекомендовано к включению в банк данных Автоматизированной системы мониторинга».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

к Положению об экспертизе

образовательных модулей,

заявленных к включению в банк данных

Автоматизированной системы мониторинга

профессионального развития работников образования НСО

 

ФОРМА

Заявка на проведение экспертизы программы образовательного модуля

 

 

_____________________________________________________________________________

наименование организации-заявителя

 

Юридический (фактический) адрес__________________________________

_______________________________________________________________

Телефон _____________   Факс______________Эл.адрес ________________

в  лице __________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество руководителя

 

просит провести экспертизу программы  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     название образовательного модуля, его вид, объём часов; категория слушателей; разработчики и преподаватели (ФИО, должность, учёная степень, учёное звание и т.д.)

 

на соответствие требованиям к структуре и содержанию образовательного модуля, заявленного к включению в банк данных Автоматизированной системы мониторинга профессионального развития работников образования

 

 

Руководитель организации _______________ __________________________________  

                                                      подпись                      инициалы, фамилия

 

Дата                                                

Приложение № 2

к Положению об экспертизе

образовательных модулей,

заявленных к включению банк данных

Автоматизированной системы мониторинга

профессионального развития работников образования НСО

 

Требования к форме представления программы образовательного модуля

1.     СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДУЛЯ

«[Название]»

 

Цель обучения:

задаётся как интегрированный результат

 

Входные требования:

 

Объём часов, в т.ч. на самостоятельную работу:

 

Форма обучения (с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы)

 

Результаты обучения

Результат 1.

[что делает] [с чем делает] [как делает]

Результат n.

 

Показатели оценки результатов

 

Результат 1. [формулировка].

 

Показатели оценки результата:

1.     [формулировка]

2.     [формулировка]

...

          n. [формулировка]

 

         Требования к предмету оценивания:

         Варианты формулировок:

         По показателю [порядковый номер] слушатель должен представить [продукт деятельности].

         По показателю [порядковый номер] слушатель должен [выполнить деятельность].

        

Результат n. [формулировка].

 

Показатели оценки результата:

1.     [формулировка]

2.     [формулировка]

...

          n. [формулировка]

 

         Требования к предмету оценивания:

 

         Пояснительная записка

 

1.     Содержание и контекст

Принципы отбора содержания.

Содержание обучения, сгруппированное по учебным элементам модуля. Учебные элементы выстроены в последовательности получения промежуточных результатов обучения.

Пояснение по составляющим содержания, не следующим очевидно из декомпозиции конечных результатов обучения.

 

2.     Методы обучения

Принципы отбора методов (технологий, техник, приёмов и пр.) обучения.

Пояснение по соотношению содержания и методов обучения.

 

3.     Процедура оценки

Общая характеристика инструмента оценки.

Обоснование выбора процедуры.

Описание механизма перевода результатов оценки в формализованные результаты обучения (освоил / освоил на […] уровне / не освоил).

 

2. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МОДУЛЯ

«[Название]»

 

Включают комплект контрольно-измерительных материалов, необходимых и достаточных для заключения по поводу получения обучающимся каждого конечного результата, сделанного по каждому из показателей, заявленному для этого результата, на основе предмета оценивания, соответствующего определённым в спецификации требованиям.

 

3.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ

«[Название]»

 

Совокупность дидактических и технических средств для обеспечения достижения слушателями планируемых результатов обучения:

-       учебные и учебно-методические материалы, обеспечивающие усвоение и организацию работы, в т.ч.  содержание внеаудиторной самостоятельной работы слушателей;

-       техническая обеспеченность реализации образовательного модуля (наличие оборудованных компьютерами рабочих мест, возможность выхода в Интернет и др. – в случае необходимости).

 

Приложение № 3

к Положению об экспертизе

образовательных модулей,

заявленных к включению в банк данных

Автоматизированной системы мониторинга

профессионального развития работников образования НСО

 

Примерный перечень критериев оценки программы образовательного модуля

 

1.     Цель и конечные результаты модуля являются профессиональными компетенциями (или элементами профессиональных компетенций), т. е. описывают элемент профессиональной деятельности работника образования, который может быть сформирован средствами образования, оценен средствами педагогической диагностики и реализован при выполнении той или иной профессиональной функции работника.

2.     Совокупность конечных результатов и входных требований обеспечивает достижение целей обучения.

3.     Список конечных результатов не содержит профессиональных компетенций, уже присвоенных большей частью представителей целевой группы по результатам базового профессионального образования или реализации целевых программ предыдущих лет.

4.     Уровень профессиональной компетенции большинства представителей целевой группы соответствует входным требованиям.

5.     Условия реализации модуля позволяют работнику образования спланировать повышение своей квалификации без ущерба для выполнения профессиональных обязанностей.

6.     Условия реализации модуля подразумевают организацию деятельности обучающегося.

7.     Критерии оценки  конечных результатов модуля прозрачны и измеримы.

8.     Предмет оценивания  позволяет продемонстрировать деятельность, заявленную в результате модуля, и применить критерии его оценки.

9.     Оценочные материалы позволяют оценить заявленные результаты на основании заявленных критериев.

10.        Содержание обучения представлено как система промежуточных результатов, сформулированных как единство содержания и мыслительных операций или как деятельность слушателей, включающая указание на предмет, условия и способ осуществления.

11.        Содержание обучения позволяет достичь конечных результатов модуля.

12.        Учебные материалы обеспечивают реализацию содержания обучения.

13.        Учебные материалы соответствуют обозначенной в пояснительной записке технологии (техникам, методам, приёмам) реализации содержания модуля.

14.        Содержание обучения может быть реализовано и конечные результаты достигнуты за период нормативной продолжительности обучения.

15.        Учебные материалы содержат средства обратной связи по поводу продвижения слушателей в освоении содержания модуля.

16.        Содержание и технологии обучения позволяют опираться на профессиональный опыт слушателей и использовать его в качестве одного из источников обучения.

17.        В соответствии с заявленной технологией (-ями) и представленными учебными материалами теоретические положения будут освоены слушателями через примеры их использования в практике.

18.        Содержание модуля предполагает применение слушателями освоенных способов деятельности а) в режиме тренинга в модельной ситуации; б) в собственной профессиональной деятельности в соответствии с заданием.

 

Для инвариантных модулей:

 

19.        Конечные результаты необходимы для обеспечения соответствия работника требованиям, определённым на региональном уровне в соответствии с новыми задачами, поставленными перед региональной системой образования.

20.        Конечные результаты достаточны для обеспечения соответствия работника требованиям, определённым на региональном уровне в соответствии с новыми задачами, поставленными перед региональной системой образования.

 

Для вариативных модулей:

 

21.               Модуль нацелен на восполнение дефицита профессиональной компетенции, имеющего значение для качества выполнения работником образования своих профессиональных функций;

22.               Деятельность, освоение которой должен продемонстрировать слушатель в соответствии с конечными результатами, в части условий, средств, целевых установок не противоречит приоритетным направлениям развития региональной системы образования.

 

Приложение № 4

к Положению об экспертизе

образовательных модулей,

заявленных к включению в банк данных

Автоматизированной системы мониторинга

профессионального развития работников образования НСО

 

Методические рекомендации по проектированию образовательных модулей

Оптимальным соотношением образовательных модулей в индивидуальном образовательном маршруте педагогического работника является следующее:

- совокупный объём инвариантных образовательных модулей – 36 часов;

- совокупный объём вариативных образовательных модулей – 72 часа.

     Оптимальным соотношением образовательных модулей в индивидуальном образовательном маршруте руководящего работника является следующее:

- совокупный объём инвариантных образовательных модулей – 164 часа;

- совокупный объём вариативных образовательных модулей – 338 часов.

 

              Модулями, обязательными для освоения педагогическими работниками, являются:

- «Нормативно-правовой модуль», в котором могут быть представлены темы, обеспечивающие изучение слушателем государственных документов, направленных на развитие образования и науки в России, и других нормативно-правовых документов по вопросам обновления содержания образования, совершенствования образовательного процесса, развития кадрового потенциала системы образования, создания системы независимой оценки качества образования, формирования условий для инновационных процессов в образовании, а также нормативные правовые документы, направленные на развитие других отраслей науки и экономики;

- «Психолого-педагогический модуль», в котором могут быть представлены темы, раскрывающие традиционное и инновационное содержание теории и практики обучения, воспитания, развития личности и управления образовательным процессом.

         Рекомендуемый объём каждого из вышеперечисленных модулей -18 часов, либо, в случае их объединения в один инвариантный модуль – 36 часов.

              Модулями, обязательными для освоения руководящими работниками являются:

- «Менеджмент в сфере образования», в котором могут быть представлены следующие темы: развитие науки об управлении, эволюция управленческой мысли; методологические основы менеджмента в образовании; природа и состав функций менеджмента; стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации; мотивация деятельности; регулирование и контроль в системе менеджмента; моделирование и разработка решений; динамика групп и лидерство; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль и имидж менеджера; конфликтность; факторы эффективности менеджмента. Рекомендуемый объём модуля – 60 часов.

 

- «Нормативно-правовые основы управления образовательным учреждением», в котором могут быть представлены следующие темы: законодательство РФ об образовании как основа управления современным образовательным учреждением; правовое положение образовательного учреждения как образовательной организации и юридического лица; локальные акты образовательного учреждения; правовое регулирование экономической деятельности образовательного учреждения; осуществление государственного надзора и контроля в образовательном учреждении. Рекомендуемый объём модуля – 40 часов.

- «Управление финансово-хозяйственной деятельности в образовательном учреждении», в котором могут быть представлены темы: предмет экономики образования; финансово-экономические компетенции руководителя как условие эффективного управления; экономическая и социальная эффективность образования; специфика принципов рыночной экономики в образовании; законодательные основы экономической деятельности в образовании; новые условия хозяйствования в образовании, обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений; нормативно - подушевое финансирование образовательных учреждений, новая система оплаты труда; организация системы внебюджетного финансирования образовательного учреждения за счет некоммерческой предпринимательской и фандрайзинговой деятельности; планирование и программирование показателей экономической деятельности ОУ; оценка эффективности образовательной деятельности. Рекомендуемый объём модуля – 32 часа.

- «Инновационный менеджмент», в котором могут быть представлены следующие темы: теоретико-методологические основания инновационного менеджмента; региональная инновационная политика; организационные формы инновационной деятельности; инновационные стратегии и типы инновационного поведения; управление инновационным проектом; эффективность инновационной деятельности; риски инновационной деятельности и методы их снижения. Рекомендуемый объём модуля – 32 часа.